Вопросы и ответы в сфере закупок

Основные нарушения при планировании и осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  1. Размещение отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Одно из часто встречаемых нарушений – нарушение срока размещения отчета,  предусмотренного ч. 4. ст.30 Законом о контрактной системе (по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе).

В случае если объем закупок у СМП составил 0%, это не освобождает заказчика от обязанности размещать указанный отчет.

Согласно ч.1 п.1.4. ст.7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа на официальном сайте информации и документов с нарушением требований Закона о контрактной системе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей.

Согласно ч. 3 ст.7.30 КоАП РФ неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа на официальном сайте информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с Законом о контрактной системе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

При планировании закупок на 2018 год необходимо учитывать, что заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 11  статьи 7.29 КоАП РФ  осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством о контрактной системе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.


  1. Ограничение участия в определении поставщика

Законом о контрактной системе предусмотрена  закупка определенных видов товаров, работ, услуг с учетом ограничений участия в определении поставщика, установленных постановлениями правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд»;

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласно указанным постановлениям заказчику необходимо установить ограничение участия в определение поставщика. Ограничение устанавливается, как в документации о закупке (если это электронный аукцион) так и в извещении и плане-графике.

Не соблюдение требований постановлений является административным правонарушением, согласно ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ – определение содержания извещения о проведение запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение  административной ответственности на должностное лицо 3 000 рублей. 


  1. Установление преференции в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе «Применение национального режима при осуществлении закупок», статьей 28 «Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках», статьей 29 «Участие организаций инвалидов в закупках».

Законом о контрактной системе предусмотрена  закупка определенных видов товаров, работ, услуг с установлением преимуществ участникам в определении поставщика, установленных статьей 14 «Применение национального режима при осуществлении закупок», статьей 28 «Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках», статьей 29 «Участие организаций инвалидов в закупках».

Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта»;

Перечень, утвержденный постановлением  Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»;

Перечень, утвержденный приказом министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно вышеуказанным нормам законодательства о контрактной системе заказчику необходимо установить преимущество в отношении цены контракта в размере до 15%. Информация о предоставлении таких преимуществ указывается в извещении об осуществлении закупки (и в плане-графике) и в документации  о закупке.

Не соблюдение данных требований является административным правонарушением, согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ – определение содержания извещения о проведение запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение  административной ответственности на должностное лицо 3 000 рублей.


  1. Заключение контракта

4.1. Заключение контрактов на основании статьи 93 Закона о контрактной системе.

При осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 (субъекты естественных монополий), 2, 3, 6, 7, 8 (оказание услуг по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению), 11, 12, 13 (закупка произведений литературы и искусства определенных авторов), 14, 16, 17, 18, 19 заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта.

При подсчете дней  необходимо ориентироваться на статью 191 ГК РФ «начало срока, определенного периодом времени» течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

4.2. Заключение контракта на основании протокола рассмотрения и оценки заявок  на участие в запросе котировок. Контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола  и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

4.3. Заключение контрактов по результатам электронных аукционов.

Часть 9 статья 70 гласит, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Закон о контрактной системе регламентирует начало срока подписания контракта, но не окончание.

Согласно статье 448 ГК РФ «Организация и порядок проведения торгов» если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней  или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформление протокола. 

Согласно статье 193 ГК РФ «Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день».

Согласно части 3 статьи 7.32 КоАП РФ – нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта, влечет наложение  административной ответственности на должностное лицо 50 000 рублей.


  1. Изменение и расторжение контракта.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон в случаях предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе, но только если возможность изменений условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Согласно части 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение  административной ответственности на должностное лицо 20 000 рублей, на юридическое  200 000 рублей.

Согласно части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация об изменении или о расторжении контракта размещается заказчиком в ЕИС в реестре контрактов в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта. При этом часть 3 статьи 103 гласит, что информация об изменении, исполнении или о расторжении контракта, приемке поставленного товара, оказанной услуги в течение 3 рабочих дней с даты наступления соответствующего события направляется в Федеральное казначейство.

Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края рекомендовано соблюдать минимальный регламентированный Законом о контрактной системе срок размещения информации об изменении или о расторжении контракта – в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта.


  1. Исполнение контрактов. Ведение реестра контрактов в ЕИС.

В реестр контрактов в ЕИС не включается информация о контрактах, заключенных на основании пунктов 4 (сумма контракта не превышает 100 000 рублей), 5 (сумма контракта не превышает 400 000 рублей), 23 (оказание услуг по содержанию  нежилых помещений, находящихся в безвозмездном пользовании или оперативном управлении), 42, 44 и 45 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно пункту 3  Правил  ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее – Постановление № 1048) в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что нормы Закона о контрактной системе конкурируют с положениями Постановления № 1084, принятого в его исполнение, заказчикам целесообразно  руководствоваться, прежде всего, положениями Закона о контрактной системе, который обладает большей юридической силой.

Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП РФ за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, должностные лица привлекаются к административной ответственности. 


  1. Отчет об исполнение контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения контракта

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения контракта.

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением пунктов 4, 5, 23, 44 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе) отражаются заказчиком в отчете об исполнении контракта, размещаемом в ЕИС и содержащем следующую информацию:

  • об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта  и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнении;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта  и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее – Постановление № 1048).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1093 отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня:

оплаты заказчиком обязательств и подписания  документов о приемке результатов исполнения контракта и (или)  о результатах отдельного этапа его исполнения;

расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу  решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Стоит обратить внимание на то, что в отличие от обязанности заказчика размещать в установленный срок информацию об оплате контракта и документов о приемке контракта в реестре контрактов независимо друг от друга, ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА размещается заказчиком после наступления 2 событий:

1) подписания заказчиком документов о приемке  результатов исполнения контракта (или его этапа);

2) оплаты заказчиком обязательств по контракту (или этапу контракта).

В связи с тем, что отчет об исполнении контракта должен содержать информацию, в том числе об изменении контракта в ходе его исполнения, а так же о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, а нормами Закона о контрактной системе и Постановлением № 1093 срок отражения указанных сведений не определен заказчикам  следует  данную  информацию  включать  в  очередной (ближайший) отчет об исполнении контракта от даты наступления соответствующего  события.

Одно из систематических  нарушений, совершаемых заказчиками при формировании отчета об исполнении контракта: внесение информации о результатах исполнения отдельного этапа сведения вносятся в уже существующий документ, сформированный в отношении предыдущего этапа исполнения контракта.

Важно помнить, что при формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года.